Н. Сагалакова, канд. экон. наук, доц. Киевский национальный торгово-экономический университет, Киев, Украина МЕТОДИКА КОНТРОЛИРОВАНИЯ ЦЕЛИ ПРОЦЕССА ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА ТУРИСТИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

Исследованы ключевые этапы процесса ценообразования на туристических предприятиях: подпроцесс установки номинального значения новой цены на туристический продукт и подпроцесс корректировки установленной цены в зависимости от ситуации на туристическом рынке. Для установки номинального значения цены предложено использовать оптимизационную модель, которая максимизирует функцию полезности структурных частей цены туристического продукта. Для корректировки цены на туристиче­ский продукт при изменении внешних условий применена процедура установки цели с использованием диаграмм поведения процесса ценообразования.

В статье представлена новая методология управления процессом ценообразования на туристических предприятиях, которая основана на комплексном применении методов статистического управления процессами и метода динамического программирования и в полной мере учитывает одну из ключевых особенностей сферы туризма – сезонные колебания цены на туристический продукт.

Ключевые слова: туристический продукт; процесс ценообразования; цель процесса; диаграмма поведения процесса; метод дина­мического программирования.

Поступила в редакцию 04.01.2016

DOI: http://dx.doi.org/10.17721/1728-2667.2016/179-2/5

References

  1. Bansal, S. P. (2003). Tourism development and its impact. Tourism Recreation Research, 28 (2), 94.
  2. Baum, T. & Lundtorp. S. (2001).  Seasonality in tourism.Oxford: Elsevier Science. DOI: http://dx.doi.org/10.1002/jtr.408.
  3. Bellman, R. E, & Dreyfus, S. E. (1965). Applied dynamic programming. J.: Princeton University Press.
  4. Bertsekas, D. P. (1995). Dynamic Programming and Optimal Control. Belmont: Athena.
  5. Butler, R. (1998). Seasonality in tourism: Issues and implications. The Tourist Review,53 (3), 18-24. DOI: http://dx.doi.org/10.1108/eb058278.
  6. Cai, G., Zhang, Z. G., & Zhang, M. (2009). Game theoretical perspectives on dualchannel supply chain competition with price discounts and pricing schemes. International Journal of Production Economics, 117 (1), 80-96. DOI: http://dx.doi.org/10.1016Zj.ijpe.2008.08.053.
  7. Collins, M., & Parsa, H. G. (2006). Pricing strategies to maximize revenues in the lodging industry. International Journal of Hospitality Management, 25 (1), 91-107.
  8. Cuccia, T., & Rizzo, I. (2011). Tourism seasonality in cultural destinations: Empirical evidence from Sicily. Tourism Management,32 (3), 589-595. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.tourman.2010.05.008.
  9. Cvitanic, J., Possamai, D., & Touzi, N. (2015). Dynamic programming approach to principal-agent problems. Optimi­zation and Control, arXiv:1510.07111.
  10. Darestani, S. A., & Nasiri, M. (2016). Statistical process control. International Journal of Quality & Reliability Man­agement, 33 (1), 2-24. DOI: http://dx.doi.org/10.1108/IJQRM-08-2013-0130.
  11. Denardo, E. (1982). Dynamic Programming – Models & Applications. Prentice-Hall: Hemel Hempstead.
  12. Guo, X., & He, L. (2012). Tourism supply-chain coordination: The cooperation between tourism hotel and tour opera­tor. Tourism Economics, 18 (6), 1361-1376. DOI: http://dx.doi.org/10.5367/te.2012.0179.
  13. Guo, X., Ling, L., Dong, Y., & Liang, L. (2013). Cooperation contract in tourism supply chains: the optimal pricing strategy of hotels for cooperative third party strategic websites. Annals of Tourism Research, 41, 20-41. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.annals.2012.11.009.
  14. He, Y., Zhao, X., Zhao, L., & He, J. (2009). Coordinating a supply chain with effort and price dependent stochastic demand. Applied Mathematical Modelling, 33 (6), 2777-2790.
  15. Kamra, Krishan K. (2006). Economics of tourism: Pricing, impacts and forecasting.New Delhi: Kanishka Publishers, Distributors.
  16. Keane, M. J. (1997). Quality and pricing tourism in destinations. Annals of Tourism Research, 24 (1), 117-130.
  17. Kim, J., Bojanic, D. C., & Warnick, R. B. (2009). Price bundling and travel product pricing practices used by online channels of distribution. Journal of Travel Research, 47 (4), 403-412.
  18. Lim, S. A. H., Antony, J., & Albliwi, S. (2014). Statistical Process Control (SPC) in the Food Industry. A Systematic Review and Future Research Agenda. Trends in Food Science & Technology. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/tifs.2014.03.010.
  19. MacGregor, J. F., & Kourtl, T. (1995). Statistical process control of multivariate processes. Control Eng. Practice, 3 (3), 403-414.
  20. McMahon-Beattie, U., & Yeoman, I. (2004). Revenue Management and Pricing: Case Studies and Applications, Cengage Learning EMEA.
  21. Meidan, A., Witt, S., & Moutinho, L. (1989). Pricing in tourism. Tourism marketing and management handbook, 305-309.
  22. Van der Rest, J.-P. I., & Harris, P. J. (2008). Optimal imperfect pricing decision making: Modifying and applying Nash’s rule in a service sector context. International Journal of Hospitality Management, 27 (2), 170-178.
  23. Wheeler, D. J. (1995). Advanced Topics in Statistical Process Control. The Power of Shewhart’s Charts.SPC Press, Knoxville, Tennessee.
  24. Wheeler, D. J., Chambers D. S. (2009) Understanding Statistical Process Control.SPC Press, Knoxville, Tennessee.
  25. Ziegel, E. R. (1993). Understanding Statistical Process Control, Technometrics, 35 (1), 101-102. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/00401706.1993.10485025.

 

Загрузить

  • pdf 179_5
    Размер файла: 720 kB Кол-во скачиваний: 275