Современные модели социальной ответственности бизнеса: классификация и сравнительная характеристика

Авторы: А. Жуковская, ORCID ID 0000000308911952, кандидат экономический наук, доцент, кафедра менеджмента и публичного управления, Терно- польский национальный экономический университет, Тернополь, Украина
К. Величко, экономист, Тернопольский национальный экономический университет, Тернополь, Украина

Аннотация: Введение. Сегодня социальная ответственность выступает неотъемлемой частью имиджа предприятия и повышает его доход- ность. Различные аспекты социальной ответственности бизнеса исследовали как зарубеж ные, так и отечественные ученые, но не- смотря на множество такого вида работ, на сегодняшний день в современной научной литературе отсутствуют комплексные иссле- дования, посвященные обобщению и систематизации множества существующих моделей социальной ответственности бизнеса..Цель: критический анализ моделей социальной ответственности, которые наработала мировая практика, разработка единой обо- бщенной классификации, сравнительная характеристика отдельных моделей социальной ответственности бизнеса, исследования особенностей функционирования отечественной модели социальной ответственности, выявление ее недостатков и разработка ре- комендаций по их ликвидации с учетом мировых тенденций..Метод (методология). Для достижения поставленной цели использованы следующие общенаучные и специальные методы: индук- ции и дедукции, логическое обобщение, анализ и синтез, сравнение, группировка. С помощью метода классификации систематизиро- ваны модели социальной ответственности бизнеса. С помощью метода сравнения осуществлено сопоставление основных признаков отдельных моделей социальной ответственности бизнеса, выделены их общие и отличительные черты..Результаты. Проанализированы модели социальной ответственности бизнеса. Разработана обобщенная классификация моделей социальной ответственности бизнеса. Осуществлена сравнительная характеристика отдельных моделей социальной ответствен- ности бизнеса, выделены их общие и отличительные черты.

Ключевые слова: социальная ответственность бизнеса, американская модель, европейская модель, азиатская модель

Received: 12/03/2019

1st Revision: 27/06/2019

Accepted: 02/07/2019

DOI: https://doi.org/10.17721/1728-2667.2019/205-4/2

References

Zhelyuk T.L., Mykytyuk P.P., Avgustyn R.R. tain., 2017. Arxitektonika upravlinnya zbalansovanym rozvytkom nacionalnoyi ekonomiky. Ternopil: Krok, 338 s.
Volynecz U., 2013. Modeli socialnoyi vidpovidalnosti. Visnyk Lvivskogo nacionalnogo agrarnogouniversy`tetu. Ser: Ekonomika APK.
№ 20(1). S. 117-122. URL: http://nbuv.gov.ua/UJRN/Vlnau_econ_2013_20(1) 21.
Voronchak I.O., 2018. Nacionalni modeli socialnoyi vidpovidalnosti biznesu: osoblyvosti ta mexanizm formuvannya. Ekonomika i suspilstvo. Vypusk № 17. URL: http://economyandsociety.in.ua/journal/17_ukr/4.pdf
Gordiyenko L.A., 2014. Modeli korporatyvnoyi socialnoyi vidpovidalnosti. Visnyk Odeskogo nacionalnogo universytetu. Seriya: Ekonomika. T. 19, Vyp. 2(5). S. 34-38. URL: http://nbuv.gov.ua/UJRN/Vonu_econ_2014_19_2(5) 9.
Dvyzhushhye sylsocyalnoj otvetstvennosty v Chyly. Yntervyu s D.Peske, dyrektorom Centra KSO pry unyversytete v Chyly. Ekspertno-analytycheskyjportalCsr-review, 2012. URL: http://csr-review.net/o-portale.html
Zhmaj O.V., 2017. Korporatyvna socialna vidpovidalnist v krayinax Aziyi. Rynkova ekonomika: suchasna teoriya i praktyka upravlinnya. T. 16, vyp. 1. S. 220-235. URL: http://nbuv.gov.ua/UJRN/rectpu_2017_16_1_18.
Zinchenko A., Saprykina M., 2017. Rozvytok KSV v Ukrayini: 2010-2018. K.: Vydavnycztvo “Yuston”. 52 s.
KovalenkoYe. V., 2016. Zarubizhnyj dosvid formuvannya nacionalnyx modelej korporatyvnoy i socialnoyi vidpovidalnosti. Mexanizm regulyuvannya ekonomiky. № 1. S. 106-112.
Kolot A.M., 2013. Korporatyvna socialna vidpovidalnist: evolyuciya ta rozvytok teoretychnyx poglyadiv. Ekonomichna teoriya. № 4.
5-26. URL: http://nbuv.gov.ua/UJRN/ecte_2013_4_2.
Kuzneczova N., Maslova E., 2013. Modely korporatyvnoj socyalnoj otvetstvennosty. Vestnyk Tomskogo gosudarstvennogo unyversyteta. Эkonomyka. № 4 (24). S. 22-36.
Lasukova A.S., 2012. Porivnyalnyj analiz modelej korporatyvnoyi socialnoyi vidpovidalnosti v bankax svitu. Visnyk Zaporizkogo nacionalnogo universytetu: Ekonomichni nauky. № 3 (15). S. 181-188.
Oxrimenko O.O., Ivanova T.V., 2015. Socialna vidpovidalnist. Nacionalnyj texnichnyj universytet Ukrayiny “Kyyivskyj politexnichnyj instytut”. 180 s.
Popadyuk O.V., 2016. Modeli socialnoyi vidpovidalnosti biznesu. Elektronne naukove faxove vydannya Mykolayivskogo nacionalnogo universytetu imeni V.O. Suxomlynskogo “Globalni ta nacionalni problem ekonomiky”. Vyp. 13. S. 459-462.
Lazorenko O., Kolyshko R. tain., 2008. Posibnykiz KSV. Bazova informaciya z korporatyvnoyi socialnoyi vidpovidalnosti. K.: Vydavnycztvo “Energiya”, 96 s.
Smyrnova E.V., 2015. Socyal`nay aotvetstvennost byznesa v stranax Centralnoj Azyy`: sravnytelnj analyz. Vestnyk Kaz NU (seryya эkonomycheskaya). № 2 (108). S. 118-126.
Tolubyak V.S., Ovsyanyuk-Berdadina O.F., 2016. Finansove ta instytutsiyne stymulyuvanny asotsialnoyi vidpovidalnosti biznesu v krayinakh Yevropeyskoho Soyuzu. Prychornomorski ekonomichni studiyi. Vyp. 4. S. 35-39. URL: http://nbuv.gov.ua/UJRN/bses_2016_4_9.
Urusova Z.P., 2017. Suchasni tendenciyi rozvytku koncepcij socialnoyi korporatyvnoy ividpovidalnosti. Investyciyi: praktyka ta dosvid.
№ 9. S. 50-53. URL: http://nbuv.gov.ua/UJRN/ipd_2017_9_11.
Czucyeva O.T., Gobozova A.Z., 2013. Sravnytelnj analyz modelej korporatyvnoj socyalnoj otvetstvennosty. Mezhdunarodnj nauchno- yssledovatelskyj zhurnal. № 6 (13) 2013. Ch. 2. S. 91-96.
Shandova N.V., Zhosan N.V., 2015. Socialna vidpovidalnist. Xerson. nacz. texn. un-t. Xerson: Vyshemyrskyj V.S. 306 c.
Ackerman R.W., 1977. How companies respond to social demands. Harvard Business Review. Vol. 51 (4). pp. 88-89.
Asyraf Wajdi Dusuki. What Does Islam Say about Corporate Social Responsibility?, 2008.Review of Islamic Economics. Vol. 12,
№.1. URL: http://kantakji.com/fiqh/Files/Accountancy/0308611.pdf
Bartol L., 2008.Three CSR Models in New European Union Member States and Candidate Countries. CSR Papers 43.2008. URL: http://www.feem.it/Feem/Pub/Publications/CSRPapers/default.htm.
Bidhan L. Parmar, R. EdwardFreeman, Jeffrey S. Harrison, Andrew C. Wicks, Lauren Purnell & Simonede Colle, 2010. Stakeholder Theory: The State of the Art. The Academy of Management Annals. Vol. 4:1. pp.403-445.DOI: 10.1080/19416520.2010.495581
Bowen Howard R., 1953. Social Responsibilities of the Businessman. N.Y.: Harper & Row. 298 p. DOI: 10.2307/j.ctt20q1w8f
Carroll A.B., 1999. Corporate Social Responsibility: Evolutionof a Definitional Construct. Business & Society. Vol. 38 (3). pp. 268- 295. DOL: 10.1177/000765039903800303
Corporate social responsibility (CSR), 2014. An implementation guide for Canadian business. Industry Canada. URL: https://www.ic.gc.ca/eic/site/csr-rse.nsf/vwapj/CSRImplementationGuide.pdf/$file/CSRImplementationGuide.pdf
Davis K., 1960. Can business afford to ignore social responsibilities? California Management Review. Vol. 2 (3). p.71. DOI: 10.2307/41166246
Davis K., 1967. Understanding the social responsibility puzzle: what does the businessman owe to society. Business Horizons. Vol. 10 (4). pp. 46-47.DOI: 10.1016/0007-6813(67)90007-9
Davis K., 1973. The case for and against business assumption of social responsibilities. Academy of Management Journal. Vol. 16 (2). p. 313.
Elkington J., 1994. Towards the Sustainable Corporation: Win-Win-Win Business Strategies for Sustainable Development. Vol. 36 issue: 2. pp. 90-100. DOL: 10.2307/41165746
Frederick W.C., 1994.From CSR-1 to CSR-2: the maturing of business and society thought. Business and Society. Vol. 33 (2). pp. 150-164. DOI: 10/1177/000765039403300202
Freeman R., Edward and McVea, John. 2001. A Stakeholder Approach to Strategic Management. Darden Business School Working Paper. № 01-02. DOL: 10/2139/ssrn.263511
Humber, James M., 2002. Beyond Stockholders and Stakeholders: A Pleafor Corporate Moral Autonomy. Journalof Business Ethics, Vol. 36 (3). p. 215.
Schwartz M., Carroll А. Corporate social responsibility: a three-domain approach / M. Schwartz, A. Carroll. –Business Ethics Quarterly, 2003. – Vol. 13 (4). – P. 503-530. DOL: 10.5840/beq200313435
Sethi S.P., 1975.Dimensions of corporate social performance ananalytical framework. California Management Review. Vol. 17 (3). pp. 58-64. DOL: 10.2307/41162149
Wood D.J., 1991. Corporate social performance revisited. Academy of Management Review. Vol.16 (4). pp. 693. DOI: 10.5465/amr.1991.4279616
A.O. Moscardini, Visiting Professor ORCID iD 0000-0003-4951-0848 Northumbria University, UK
K. Lawler, Professor, ORCID iD 0000-002-3409-6755 CBA, University of Kuwait, Kuwait
Vlasova, Visiting Research Fellow ORCID iD 0000-0002-5000-6756 Northumbria University, UK

Загрузить

  • pdf 205-11-20
    Размер файла: 696 kB Кол-во скачиваний: 41