Оценивание стратегических наборов предприятия с использованием Fuzzy CODAS-метода

Автор: В. Балан, канд. физ.-мат. наук, доц., ORCID ID 0000-0002-1577-0636, Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко, Киев, Украина.

Аннотация: Разработан методический подход к оценке стратегических наборов предприятия на основе усовершенствования классической квантитативной матрицы стратегического планирования (QSPM) с использованием теории нечетких множеств и метода Fuzzy CODAS. Подход предполагает получение экспертных лингвистических оценок важности критериев оценивания и стратегических наборов по этим критериям с использованием семиуровневого терм-множества. Лингвистические оценки трансформируются в нечеткие числа в трапециевидной форме с соответствующими функциями принадлежности. Методический подход реализован в виде фреймфорка в программном приложении Fuzzy Logic Toolbox вычислительной системы Matlab и позволяет проводить имитационное моделирование в зависимости от коррекции экспертных оценок важности критериев оценки и оценок стратегических наборов по этим критериям. Разработанный методический подход может быть использован в стратегическом планировании деятельности предприятий как действенное средство для оценки и выбора эффективных стратегических наборов.

Ключевые слова: стратегическое планирование, стратегический набор, теория нечетких множеств, терм-множество, Fuzzy
CODAS.

Received: 27/04/2021
1st Revision: 07/05/2021
Accepted: 30/05/2021

DOI: https://doi.org/10.17721/1728-2667.2021/215-1/2

Список использованных источников

  1. Ansoff, I., 1989. Strategicheskoe upravlenie [Strategic management]. Moscow : Jekonomika, 519 s.
  2. Balan, V.H., 2020. Nechitka model’ otsiniuvannia ta vyboru stratehij na osnovi modyfikatsii kvantytatyvnoi matrytsi stratehichnoho
    planuvannia [Fuzzy model of evaluation and selection of strategies based on modification of the quantitative strategic planning matrix]. Problemy systemnoho pidkhodu v ekonomitsi, 3(77), s. 85–93.
  3. Grant, R.M., 2008. Sovremennyj strategicheskij analiz: 5-e izd. [Contemporary strategy analysis: fifth edition]. SPb: Piter, 560 s.
  4. Matvijchuk, A.V., 2011. Shtuchnyj intelekt v ekonomitsi: nejronni merezhi, nechitka lohika : monohrafiia [Artificial intelligence in
    economics: neural networks, fuzzy logic: a monograph]. К.: КNЕU, 439 s.
  5. Tompson, A.A., Striklend, A.Dzh., 2006. Strategicheskij menedzhment: koncepcii i situacii dlja analiza [Strategic management:
    concepts and cases]. Moscow : Izdatel’skij dom “Vil’jams”, 928 s.
  6. Hassi, D., 2008. Strategija i planirovanie [Strategy and planning]. SPb.: Piter, 560 s.
  7. Fljajsher, K., Bensussan, B., 2005. Strategicheskij i konkurentnyj analiz. Metody i sredstva konkurentnogo analiza v biznese
    [Strategic and Competitive Analysis. Methods and Techniques for Analyzing Business Competition]. Moscow : BINOM. Laboratorija znanij, 541 s.
  8. Shershn’ova, Z.Ye., 2004. Stratehichne upravlinnia [Strategic management]: Pidruchnyk, 2-he vyd. – K.: KNEU, 2004. 699 s.
  9. Chen, S.J. and Hwang, C.L., 1992. Fuzzy Multiple Attribute Decision Making Methods. In: Fuzzy Multiple Attribute Decision Making.
    Lecture Notes in Economics and Mathematical Systems, vol 375. Springer, Berlin, Heidelberg, pp 289-486. https://doi.org/10.1007/978-3-642-46768-4_5.
  10. David, M.E. and David, F.R., 2009. The Quantitative Strategic Planning Matrix (QSPM) Applied to a Retail Computer Store. The
    Coastal Business Journal, 8(1), pp. 42–52.
  11. Fouladgar, M., Yazdani-Chamzini, A. and Yakhchali, S., 2011. A new methodology for prioritizing mining strategies. International
    Journal of Innovation, Management and Technology, 2(4), pp. 342–347.
  12. Jeyaraj, K.L., Muralidharan, C., Senthilvelan, T. and Deshmukh, S.G., 2012. A hybrid business strategy selection process for a
    Тextile company using SWOT and fuzzy ANP – a case study. International Journal of Management, 3(2), pp. 124–143.
  13. Keshavarz Ghorabaee, M., Amiri, M., Zavadskas, E.K., Hooshmand, R. and Antuchevičienė, J., 2017. Fuzzy extension of the
    CODAS method for multi-criteria market segment evaluation, Journal of Business Economics and Management, 18(1), pp 1–19.
    https://doi.org/10.3846/16111699.2016.1278559.
  14. Kosko, B., 1993. Fuzzy Thinking: The New Science of Fuzzy Logic. Hyperion, 288 р.
  15. Kotler, Ph., Berger R. and Bickhoff, N., 2010. The Quintessence of Strategic Management. What You Really Need to Know to
    Survive in Business. Springer-Verlag Berlin and Heidelberg GmbH & Co., 140 p.
  16. Leleur, S., 2012. Complex Strategic Choices. Applying Systemic Planning for Strategic Decision Making. Springer-Verlag London,
    168 р.
  17. Li, D.-F., 2007. Compromise ratio method for fuzzy multi-attribute group decision making. Applied Soft Computing, 7(3). pp. 807–
    817 https://doi.org/10.1016/j.asoc.2006.02.003.
  18. Mintzberg, H., Quinn, J.B. and Ghoshal, S., 1995. The Strategy Process. Prentice Hall, 985 p.
  19. Mohammadi, A., Mohammadi, Ab., Zarifpayam, S.V. and Mohammadi, M., 2011. Presentation of Fuzzy Models of EFE, IFE and
    QSPM. Australian Journal of Basic and Applied Sciences, 5(12), pp. 1173–1179.
  20. Nasab, H.H. and Milani, A.S., 2012. An improvement of quantitative strategic planning matrix using multiple criteria decision making
    and fuzzy numbers. Applied Soft Computing, 12, pp. 2246–2253.
  21. Sagar, M.K., Jayaswal, P. and Kushwah, K., 2013. Exploring Fuzzy SAW Method for Maintenance Strategy Selection Problem of
    Material Handling Equipment. International Journal of Current Engineering and Technology, 3(2), pp. 600–605.
  22. Rumelt, R.P., 1974. Strategy, Structure, and Economic Performance. Boston: Harvard Business School Press, 235 p.
  23. Wang, Y.-M., Yang, J.-B., Xu, D.-L. and Chin, K.-S., 2006. On the centroids of fuzzy numbers, Fuzzy Sets and Systems 157(7),
    pp. 919–926. https://doi.org/10.1016/j.fss.2005.11.006.
  24. Yalçin, N. and Pehlivan, N.Y., 2019. Application of the Fuzzy CODAS Method Based on Fuzzy Envelopes for Hesitant Fuzzy
    Linguistic Term Sets: A Case Study on a Personnel Selection Problem. Symmetry, 11, pp. 493–499. https://doi.org/10.3390/sym11040493.

Загрузить

  • pdf 215-13-22
    Размер файла: 439 kB Кол-во скачиваний: 40